Мишустин, ФНС России

Под незаконным дроблением бизнеса принято понимать создание искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика с целью ухода от налогов/снижения налоговой нагрузки. В частности искусственное создание нескольких лиц для соблюдения критериев, установленных для применения специальных налоговых режимов.

Безусловно, чаще всего «дробление» бизнеса оценивается и рассматривается в аспекте налогового контроля со стороны налоговых органов.

Принципы определения схем дробления бизнеса приведены в письме ФНС России от 29.12.2018 № ЕД-4-2/25984 и полностью совпадают с правовой позицией, приведенной в определении Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 № 1440-О. Так, законодательство не исключает в налоговых правоотношениях действие принципа диспозитивности и позволяет налогоплательщику выбрать тот или иной метод учетной политики: использование налоговых льгот или отказ от них, применение специальных налоговых режимов и т. п. Однако это не должно использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиком своими правомочиями.

Характерными признаками таких схем являются:

  • наличие единого контролирующего лица;
  • дробление единого процесса;
  • отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц при принятии решений;
  • использование общих ресурсов (сотрудников, основных средств, нематериальных активов) и наличие общих контрагентов;
  • формальное распределение ресурсов или их безвозмездное предоставление.

Соответствующие разъяснения в декабрьском номере журнала «Налоговая политика и практика» дал начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Роман Якушев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *